Один из самых дорогих процессов в судебной истории Франции – дело о катастрофе танкера “Эрика” – открылся в Париже в понедельник. Суд рассмотрит историю о крушении танкера “Эрика” в 1999 году и загрязнение моря разлившейся нефтью, которая опустошила в течение нескольких дней бретонские берега Франции. В результате катастрофы большая часть из находившихся на борту 30-ти тонн мазута попала в воды Атлантики. Загрязненным оказался участок протяжностью около 4000 км. Погибло 150 тыс. птиц.Следствие подозревает, что на танкере перевозился не топливный мазут, а ядовитые и крайне опасные отходы нефтеперерабатывающих заводов. На это указывают многочисленные случаи тяжелых поражений кожи у добровольцев и спасателей, занимавшихся очисткой побережья.Гибель танкера, который в условиях шторма пошел на дно, расколовшись пополам, спровоцировала в Европе кампанию по усилению правил безопасности и эксплуатации нефтеналивных судов.Экономический ущерб от катастрофы составил для гражданского истца (государство, общественные объединения, неправительственные организации) более 1 млрд евро. Истцы рассчитывают получить 128 млн евро – сумму, уже согласованную с Международным фондом возмещения убытков за загрязнение окружающей среды углеводородом.Перед судом предстали судовладелец, а также компания-фрахтовщик Total и ее филиалы. После семилетнего расследования 15 человек были обвинены в загрязнении окружающей среды, причинении риска для жизни других людей и попустительстве кастастрофе. Оправдываться придется и итальянской компании “Рина”, выдавшей сертификат на судоходство танкеру, построенному более четверти века назад.Аргументы обвинения опираются в основном на заключение следствия: “Эрика” не могла утонуть, если бы ее погрязший в долгах судовладелец не пренебрегал мерами безопасности, чтобы эксплуатировать ее до последнего, и если бы Total не отклонялся от своих обязанностей с целью вовремя оплатить свои контракты по доставке товаров, избежав штрафа за опоздание.Согласно прогнозам, защита Total будет пытаться усложнить судебное разбирательство, внушая сомнение в мере ответственности фрахтовщика. Завершение слушаний намечено на 13 июня.Слушания должны будут пролить свет на судопроизводство дел, связанных с морским транспортом, фиктивными флагами и дутыми фирмами. Но дело “Эрики” может стать также и признанием экологического правосудия в мире, отмечают французские СМИ.