7

Ноябрь

Америку можно осветить навозом

Американские экологи пришли к выводу, что естественные отходы сельскохозяйственного производства не менее опасны для климата Земли, чем его самый “популярный” враг – CO2. Но проблему выбросов можно решить, совместив приятное с полезным: делать из экскрементов электричество. Да ещe в немалых количествах. Отчeт об этом исследовании опубликован в журнале Environmental Research Letters. Несмотря на то что США так и не ратифицировали Киотский протокол, вопрос о сокращении уровня производства парниковых газов стоит там достаточно остро. Снижение выбросов – палка о двух концах: как правило, его рассматривают в прямой связи с сокращением промышленного производства. А это уже связано с негативными социальными последствиями. В таких условиях каждая лишняя тонна газа на счету. Группа исследователей из Техасского университета в Остине решила выяснить, что и в каких пропорциях негативно воздействует на окружающую среду. Оказалось, что около 7% выбросов “генерирует” сельское хозяйство – в виде помeта домашних животных. Выделяемые при разложении оксид азота (N2O) и метан (CH4) нагревают атмосферу в 310 и 21 раз более интенсивно, чем углекислый газ. В ориентированной на сельхозпроизводство Аргентине, например, уже начали собирать “биовыхлоп” – ведь там “коровья” эмиссия доходит до 30%. Американцы с присущей им практичностью сравнили стоимость расходов по утилизации “парниковых” экскрементов и необходимые затраты на переработку навоза в биотопливо (путeм анаэробного сбраживания). Получилось, что это выгодно. Хотя бы в силу масштаба: сотни миллионов голов домашнего скота, обитающего на фермах и рачно, могут способствовать производству до 100 миллиардов киловатт-часов электроэнергии или около 3% годового потребления. При сжигании биотоплива тоже выделяется диоксид углерода, но не в таком объeме. Ожидаемый эффект – сокращение выбросов на 99 миллионов тонн. То есть около двух процентов всех выбросов в США или до шести процентов выбросов, связанных с производством электроэнергии. Непонятно только, как американцы будут решать вопросы логистики.